На главную Написать нам Карта сайта

За хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в негерметичной картонной коробке в не специально отведенном месте – Общество нак

2014-07-28

Анализируя судебную практику можно встретить такую ситуацию, когда юридическое лицо привлекают к административной ответственности за неправильное хранение отработанных ртутных ламп.

Так, управлением Росприроднадзора по Калужской области была проведена плановая выездная и документарная проверка  юридического лица (Общество), по результатам которой был составлен акт.

 

Проверкой установлено, что Общество, являясь субъектом малого предпринимательства, представляет в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, согласно которому у Общества образуются отходы 1 и 4 класса опасности. Вместе с тем, Общество не имеет паспорта на отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, и на отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки. При осмотре территории и производственных помещений Общества установлено ненадлежащее хранение отходов 1 класса опасности - отработанные ртутные лампы хранятся в негерметичной картонной коробке и не в специально отведенном помещении.


Должностным лицом Росприроднадзора был составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении нарушении, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей.


Посчитав привлечение к административной ответственности необоснованным, Общество обжаловало постановление Росприроднадзора в судебном порядке.

 

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения {Постановление ФАС Центрального округа от 03.06.2014 по делу N А23-3251/2013).

 

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 

В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).

 

Как установлено административным органом, в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, на которые отсутствует паспорт опасных отходов на отход 4 класса опасности.

 

Кроме того, проверкой установлено, что хранение отработанных ртутных ламп на момент проверки осуществлялось Обществом в негерметичной картонной коробке в не специально отведенном месте.


Согласно пункту 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.

 

Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

Однако, указанные требования Обществом не были соблюдены.

 

В заключение стоит отметить, что судебные споры, возникающие по вопросам соблюдения законодательства в области природопользования, являются одними из самих сложных. Положительный результат судебного спора во многом зависит от опыта и квалификации специалиста, участвующего в судебном разбирательстве.

 

Следует помнить!

Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.